18+
Специальная версия

КНР-ЕС: сотрудничество на малых оборотах

Владимир Блинков, экономический обозреватель

Накануне визита Си Цзиньпина в Париж Между ЕС и КНР накопилось много взаимных претензий.

Осенью 2023 г. Еврокомиссия (ЕК) начала расследование в отношении китайских электромобилей, обвинив китайские власти в том, что их производство незаконно субсидируется государством, что создает китайским производителям конкурентные преимущества (на Европу приходится порядка 40% их экспорта). Аналогичные претензии предъявлены и в отношении поставок солнечных батарей. В конце апреля, непосредственно перед визитом Си, власти ЕС начали новое расследование в отношении практики госзакупок медицинского оборудования. ЕК обвинила китайские власти в том что, вопреки договоренностям, европейские компании на рынке КНР лишены равного доступа к получению контрактов. Кроме того ЕС, вслед за США, стали вводить санкции против китайских компаний за сотрудничество с Россией.  На этом фоне активизировались разговоры о том, что ЕС должен «уменьшить зависимость» от Китая в области экономики и промышленности. Об этом прямым текстом написал глава европейской дипломатии Жозеп Боррель в статье «Три направления работы, чтобы лучше защищать Европу»: «Что касается Китая, нам необходимо уменьшить нашу чрезмерную зависимость в конкретных областях, особенно тех, что лежат в основе нашей зеленой и цифровой трансформации, а также следует сбалансировать наши торговые отношения».

Китай, со своей стороны, недоволен препятствиями, создаваемыми европейскими чиновниками в отношении китайских инвестиций в важные отрасли европейской промышленности, а также постоянными упреками в воровстве технологий. В ответ на европейские расследования Китай начал антидемпинговое расследование в отношении европейского,  главным образом французского коньяка. Так что, хотя отношения Китая с ЕС не выглядят столь конфликтными, как с США, они ухудшаются под воздействием тренда, заданного Вашингтоном.

Чтобы создать «позитивный фон» накануне визита Си Цзиньпина Макрон в очередной раз заговорил о необходимости более независимой политики Евросоюза. Но, пригласив на встречу председателя Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен, он дал понять, что роль «бунтаря» готов играть только до определенного предела. Последняя на переговорах сыграла роль «плохого полицейского» заявив, что Евросоюз ожидает от Китая добровольного сокращения экспорта т.к. китайские электромобили и сталь наводнили европейский рынок и предупредила, что ЕС будет готов принять жесткие экономические меры, если Китай не сократит экспорт. По ее мнению, Китай на государственном уровне поддерживает свой промышленный сектор, хотя внутреннее потребление в стране не растет. Это приводит к перепроизводству, с которым ЕС призывает КНР бороться. Ее заявление созвучно воинственной риторике руководителя Госдепа США ЭнтониБлинкена в ходе его недавнего визита в Пекин.

Отмечу, что тема так называемых «избыточных мощностей» не нова. В Европе ее нынешняя актуальность напрямую связана с санкциями в отношении российского ТЭК, в результате которых цены на энергоресурсы в ЕС резко выросли. Это повлекло за собой рост производственных затрат и утрату ценовой конкурентоспособности многих европейских товаров, в частности электромобилей, по сравнению с китайскими.

Си Цзиньпин, в ответ заявил, что в Китае нет проблемы «избыточных производственных мощностей». И отметил, что хотел бы получить гарантии, что ЕС не будет блокировать китайский капитал в Европе и проявит готовность расширять инвестиции в Китае.

В целом, участие в переговорах главы ЕК Урсулы фон дер Ляйен с точки зрения налаживания торгового диалога между Брюсселем и Пекином следует охарактеризовать как непродуктивное. Вскоре после переговоров она заявила, что Европа будет вводить экономические меры в отношении китайских товаров, показав, что осталась недовольной китайским ответом на ее претензии.

Что касается французско-китайских переговоров, то, в отличие от главы ЕК, Макрон был более аккуратным в своих заявлениях и про антидемпинговое расследование в отношении китайских электромобилей не сказал ни слова. В целом переговоры прошли в тональности, заданной Си Цзиньпином в статье, опубликованной в издании Figaro накануне визита, где он отметил, что «в последние годы отношения с Францией хорошо развиваются и продолжают показывать новые результаты в авиационной и аэрокосмической сферах, атомной энергетике, сельском хозяйстве, пищевой, зелёной и других областях. …Китайское правительство поддерживает китайские компании, инвестирующие во Францию. И мы надеемся, что Франция обеспечит им работу в справедливой и равноправной деловой среде».

На переговорах Си Цзиньпин заявил, что Китай всегда рассматривал Францию как приоритетного и надежного партнера, стремится расширять масштабы двусторонних торгово-экономических отношений, открывать новые направления, создавать новые модели, развивать новые точки роста. Он призвал французские власти совместно противостоять действиям по разрушению промышленных цепочек и цепочек поставок, сказать «нет» возведению барьеров, отстаивать независимость и не допустить «новую холодную войну» или блоковую конфронтацию. Указывая на готовность Пекина укреплять всестороннее стратегическое партнерство между странами. Си Цзиньпин отметил, что Китай готов продолжать активно пользоваться быстрым механизмом взаимодействия по принципу «от французской фермы к китайскому столу», «чтобы на обеденных столах простых китайцев появилось больше высококачественных французских сельскохозяйственных продуктов, таких как сыр, ветчина и вино».

Макрон откликнулся на этот призыв и среди официальных подарков, которые Си Цзиньпин получил от французского президента, оказались бутылки коньяка Hennessy X.O. и Remy Martin, а глава владеющего этими брендами концерна LVMH Бернар Арно был одним из участников ужина в честь лидера КНР. «Коньячная дипломатия» Макрона отчасти сработала и на пресс-конференции он сообщил, что в коммерческих переговорах с Китаем есть некоторые успехи. Удалось уладить ряд вопросов и договориться о конкретных вещах, хотя каких-то прорывных решений достигнуто не было. Подписано 18 межведомственных соглашений, детали которых пока не обнародованы. В целом, они предусматривают развитие принятых год назад во время визита Макрона в Китай соглашений о сотрудничестве в гражданской ядерной энергетике, авиационной промышленности, в области переработки и утилизации ядерных отходов,  сельском хозяйстве, «зеленом развитии» и сотрудничестве малых и средних предприятий.  Планируется, что сотрудничество  будет расширено и на новые сектора - здравоохранение, экономику старения, инновации, финансовые услуги.

Комментируя итоги переговоров заместитель директора Института европейских исследований Китайской академии общественных наук Тянь Дэвэнь, отметил, что именно Китай может помочь Франции укрепить лидирующие позиции в Европе, если та сможет поддерживать коммуникативные и интерактивные отношения с КНР.

 

19:57 13.05.2024 16+
Рекламный баннер 990x90px banbottom